Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Как лучше подготовиться к экзаменам

Экзамен в удовольствие? Легко!

Время неумолимо бежит вперед. Особенно это ощущают одиннадцатиклассники: не за горами выпускные экзамены в школе и поступление в выбранное учебное заведение. Время окончания школы – это изменение привычной ситуации, необходимости задуматься над своим будущим.

Выбор учебного заведения, будущей профессии является для подростка той социальной ситуацией, которая и предопределяет его психическое развитие в будущем. Чтобы достичь поставленных перед собой целей, необходимо, как в сказке, пройти ряд испытаний – сложных, подчас драматичных. Именно такими испытаниями являются выпускные экзамены и тестирование. И от того, насколько успешно абитуриент с ними справится, зависит осуществление мечты. 

У большинства слово “экзамен” вызывает неприятное чувство. Между тем каждому человеку, чтобы получить образование, предстоит испытание множеством экзаменов и зачетов. И здесь очень важно научиться сдавать их не просто хорошо, а еще и получать удовольствие от самого процесса. Психолог подчеркивает, что успешное прохождение тестирования в большей степени отражает уровень стрессоустойчивости испытуемого, готовность концентрировать внимание, точно действовать в условиях дефицита времени. Поэтому основной задачей в процессе подготовки к сдаче экзаменов является психологическая подготовка не накануне испытаний, а значительно раньше. Елена Леонидовна Чадович предлагает несколько полезных советов, которые наверняка пригодятся будущим абитуриентам.

Как лучше подготовиться к экзаменам

  • Заучивай с желанием знать и понять.
  • Ставь цель – запомнить надолго.
  • Пользуйся смысловыми опорами: кто хорошо осмысливает, тот хорошо запоминает и долго помнит.
  • Заучивай и повторяй небольшими дозами.
  • Лучше учить по одному часу семь дней, чем семь часов подряд в один день.
  • Память любит разнообразие, поэтому после математики учи историю, после физики – литературу и т.д.
  • Когда учишь, записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики, отображай карикатуры, сравнивай с тем, что знал раньше.
  • Не дожидаясь полного заучивания, старайся как можно быстрее воспроизвести отрывок, не подглядывая в учебник. Лев Николаевич Толстой говорил: “Никогда не справляйся в книге, ежели что-нибудь забыл, а старайся сам припомнить”.
  • Если получил вопросы к билетам, а сдавать экзамен, предположим, в пятницу, не жди до четверга: начинай учить сразу, а накануне только повтори. Лучше учить с перерывами и понемногу, чем подряд и сразу весь материал.
  • Если работаешь с двумя материалами (большим и поменьше), разумно начинать с большего.
  • Во время подготовки к экзаменам – минимум телевизионных передач!
  • Универсальные “рецепты”для более успешной тактики выполнения тестирования
  • Сосредоточься! Торопись не спеша! Жесткие рамки времени не должны влиять на качество твоих ответов. Перед тем как вписать ответ, перечитай вопрос дважды и убедись, что ты правильно понял, что от тебя требуется.
  • Начни с легкого! Отвечай на те вопросы, в знании которых ты не сомневаешься, не останавливаясь на тех, которые могут вызвать долгие раздумья. Ты успокоишься, голова начнет работать более ясно и четко. Войдя в рабочий ритм, ты освободишься от нервозности, и вся энергия потом будет направлена на более трудные вопросы.
  • Пропускай! Надо научиться пропускать трудные или непонятные задания. Помни: в тексте всегда найдутся такие вопросы, с которыми ты обязательно справишься. Просто глупо недобрать очков только потому, что ты не дошел до “своих” заданий, а застрял на тех, которые вызвали затруднения.
  • Читай задание до конца! Спешка не должна приводить к тому, что ты стараешься понять условия задания “по первым словам” и достраиваешь концовку в собственном воображении.
  • Исключай! Многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу правильный вариант ответа, а последовательно исключать те, которые явно не подходят. Метод исключения позволяет в итоге сконцентрировать внимание всего на одном-двух вариантах, а не на всех пяти-семи (что гораздо труднее).
  • Запланируй два круга! Рассчитывай время так, чтобы за две трети всего отведенного времени пройти по всем легким заданиям (“первый круг”), потом спокойно вернись и подумай над трудными, которые тебе пришлось пропустить вначале (“второй круг”).
  • Угадывай! Если не уверен в выборе ответа, то интуитивно можешь предпочесть какой-то ответ другим. При этом выбирай такой вариант, который, на твой взгляд, имеет большую вероятность.
  • Не огорчайся! Стремись выполнить все тестовые здания, но учитывай, что они рассчитаны на максимальный уровень трудности, а количество решенных тобой заданий вполне может оказаться достаточным для хорошей оценки.

Как научиться сдавать экзамены

В настоящее время экзамены в школе сдают не только старшеклассники, но и подростки и даже младшие школьники. С каждым годом значимость этих экзаменов, в том числе и субъективная, становится все выше. Успех на экзаменах связан не только с глубоким знанием учебных предметов. Он во многом определяется высокой самодисциплиной, умением контролировать время подготовки и отдыха, способностью к преодолению эмоциональных и интеллектуальных нагрузок и барьеров. Умению сдавать экзамены можно научиться так как, определенные психотехнические навыки очень полезны, они не только повышают эффективность подготовки к экзаменам, позволяют более успешно вести себя во время экзамена, но и вообще способствуют развитию навыков мыслительной работы, умению мобилизовать себя в решающей ситуации, овладевать собственными эмоциями и т. п. Их применение помогает: ослабить эмоциональное напряжение, сохранить хорошее самочувствие и настроение.

 УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ОСЛАБЛЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ

  Для ослабления эмоционального напряжения целесообразно использовать приемы и упражнения, направленные на тренировку

  • оптимального планирования времени;
  • внимания;
  • памяти;
  • эмоциональной устойчивости.

 УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ ОПТИМАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ВРЕМЕНИ:

 Упражнение «Слоновая техника» – упражнение используется при решении больших и очень больших задач. В основе техники – деление большой задачи на маленькие, каждодневные задачи. Главную задачу следует вообразить в виде слона. Например, при подготовке к экзамену по литературе в виде слона можно вообразить все художественные произведения, содержание которых необходимо знать. Конкретные произведения А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого и т.п. представляются в виде ушей, хвоста, ног, хобота и других частей тела воображаемого слона. Решение маленьких задач, т.е. чтение и анализ отдельных произведений, поможет поглотить «слона» в целом.

Инструкция: При выполнении упражнения «Слоновая техника» пользуйтесь следующими конкретными правилами: относитесь спокойно к большим «слонам»; воспринимайте всех «слонов» как захватывающие ваше сознание возможности; в своем воображении разрежьте «слона» на маленькие удобные кусочки; сосредоточьтесь на задачах дня и «заглатывайте» кусочки каждый день; позаботьтесь о том, чтобы съедать одного и того же «слона», пока от него ничего не останется, а затем принимаетесь за другого.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ ВНИМАНИЯ:

Упражнение «Прогулка» – упражнение направлено на тренировку наблюдательности, объема внимания, зрительной памяти.

Инструкция: Вспомните какую-либо другую знакомую улицу того города, в котором вы живете. Затем представить себе прогулку по какой-либо стороне этой улицы. Гуляя в своем воображении по левой или правой стороне улицы, вспомните и назовите вслух (или запишите в тетради) все стоящие на ней дома, театры, магазины, автобусной остановки. Вспоминать надо дом за домом, ничего не пропуская.

 При случае можно проверить себя, насколько хорошо вы помните эту часть города.

Упражнение «Юлий Цезарь» – упражнение направлено на тренировку распределения внимания. В его основе одновременное выполнение нескольких действий.

 Инструкция:

  •  Перемножьте в уме 36 на 24. Одновременно записывайте на листе бумаги хорошо известное стихотворение.
  • Наоборот: читайте вслух стихи и одновременно на листе бумаги умножайте 36 на 24.
  • Читайте вслух незнакомый текст, одновременно выполняя в уме какие-либо вычисления.
  • Переписывайте из книги текст, одновременно производя вычисления в уме.
  • Делайте то же самое, но у громкоговорящего приемника, телевизора.
  • Делайте то же самое, но попросите окружающих задавать Вам вопросы. Отвечайте на них, не прекращая переписывать текст из книги.

 УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ ПАМЯТИ:

Упражнение «Экспресс-сочинение» – упражнение направлено на тренировку образной памяти.

Инструкция: Возьмите наугад десять существительных, не связанных между собой. Добавляя любые другие слова, напишите логически связное сочинение. Разрешается изменять число и склонять выбранные существительные.

Попробуйте за 3-5 минут написать короткое сочинение, состоящее из следующих слов: дверь, верфь, грач, босс, жгут, зонт, друг, лифт, марш, краб. Пример такого сочинения: «Босс встретился со своим другом по кличке «Краб». Намечалась серьезная операция по доставке японских зонтов. Они вошли в лифт новой высотной гостиницы «Грач» и прокрались в дверь своего номера. Раздались звуки марша. Затем по радио передавали, что загорелась верфь и что необходим жгут для оказания помощи».

Постепенно задание усложняется. Пример усложненного задания – написать сочинение из десяти слов, начинающихся с одной буквы, например «п».

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ:

Упражнение «Полчаса, которые принадлежат только мне» – упражнение направлено на тренировку контроля спонтанного выражения эмоций.

Инструкция: Подарите себе хотя бы полчаса после занятий, чтобы отключиться и передохнуть перед следующим этапом работы. Проведите эти полчаса по своему желанию: погуляйте по улице города, почитайте стихи или прозу, послушайте музыку, поиграйте с любимым животным т.п. В этом упражнении важно, чтобы это были полчаса, которые проведете исключительно по собственному желанию.

Упражнение «Круговая кинолента» – упражнение направлено на тренировку навыка контроля чувств.

Инструкция: Мысленно создайте сценарий небольшого фильма. Желательно выбрать сначала 5-7 кадров. При этом мысленно «склейте» первый и последний кадры, чтобы получился круг кадров-событий. Начните «крутить» эту киноленту на внутреннем экране от первого до последнего кадра, затем еще раз, затем еще раз с большей скоростью. На любом кадре остановите «просмотр» и попробуйте прокрутить киноленту в обратном порядке с нарастающей скоростью.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СОХРАНЕНИЯ ХОРОШЕГО ФИЗИЧЕСКОГО САМОЧУВСТВИЯ

Несмотря на дефицит времени, учащиеся обязаны помнить о своем здоровье. Физическая активность обеспечивается нехитрыми упражнениями. Существует несколько видов физических упражнений, обладающих высоким оздоровительным потенциалом:

  •  Бег трусцой и простой бег – бег трусцой наиболее удобен, так как всегда можно найти подходящую улицу или дорогу за порогом дома. Бег улучшает обменные процессы, необходимые для здоровья.
  • Езда на велосипеде – этот вид упражнений укрепляет мышцы, предупреждает повреждения суставов.
  • Ходьба – основное преимущество ходьбы как физического упражнения заключается в возможности заниматься в любом месте и в любое время: на улице, в помещении, даже тогда, когда ожидаешь транспорт. Однако надо помнить, что ходьба требует в три раза больше времени для достижения того же эффекта, который дает бег.

Разделы сайта